ДАЧА ГРОМОВА
Вернёмся в 1848 год когда Лопухинский сад в Санкт-Петербурге купил выдающийся российский меценат, купец В. Ф. Громов. Он занялся его перепланировкой и благоустройством и именно с этим периодом (1848 - 1869) связан наивысший расцвет сада, являющегося ныне памятником культуры регионального значения.
Здание в 1850-е годы возвели по проекту архитектора Георгия Винтергальтера, его коллега Алексей Горностаев проектировал оранжереи. Садово-парковая зона была разбита Е. В. Одинцовым,
позже назначенным главным садовником Санкт-Петербурга.
Дача состоит из двух основных объемов с пятигранными выступами, соединенных галереей. Пространственно-объёмная композиция связана с окружающим ландшафтом и это взаимодействие подчеркивают галерея, эркеры, веранды и высокие окна. Декоративное решение интерьеров с лепкой и живописью включает гротесковые мотивы. Здание представляет собой образец ранней эклектики с использованием классицистических мотивов, прекрасный образец деревянной дачи середины XIX в..
Лопухинский сад, фрагмент. Дача Василия Громова. Фото 1860 г.
Источник: из книги коллекционера Владимира Маркова "Петербургская сторона. История Петроградского района на старых фотографиях, документах и почтовых карточках" 2016 г., с.128.
Бельгийский ботаник Жан Жюль Линден обнаружил новый вид водяной ивы из Новой Гранады во время своих экспедиций в Мезоамерику 1830–40-х гг.
Он привез его в Европу, а его семена были отправлены в Императорский ботанический сад в Санкт-Петербурге.
Открытое растение, найденное Линденом, директор Ботанического сада назвал Gromovia pulchella в честь Василия Громова, который был одним из 12 основателей Российского императорского общества садоводства.
Василий Федулович
Громов (1798-1869)
Репродукция гравюры работы Н. Медведева, 1870 г.
Василий Громов родился в семье старообрядца, бывшего крепостного Орловых и впоследствии крупного лесопромышленника и мецената Федула Григорьевича Громова.
Громов Ф. Г. Портрет неизвестного художника. Коллекция Русского музея.
В 1848 году, после смерти отца, возглавил семейные лесопромышленные предприятия. Ещё в 1829 году женился на Ф.Т. Лесниковой, где по условиям брака перешёл из старообрядчества в православие, был крупнейшим в епархии благотворителем на чьи деньги перестраивали Смольный собор, содержали сиротские дома и больницы. Состоял в Обществе защиты животных, был одним из учредителей Российского Императорского общества садоводов, состоял членом совета директоров Консерватории. Купец 2-й гильдии, в 1856 году стал коммерции советником, а с 1866 до кончины действительный статский советник. В 1866 году Громов приказал выстроить на своей лесной бирже три крестьянских избы, которые отправил на всемирную выставку в Париже 1867 года.
Был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста. Громов вёл заграничную торговлю. Торговая фирма "Громов и Ко" процветала.
В неё входили лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники: «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».
Награды: Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира, Императорский орден Святой Анны, Императорский и Царский Орден Святого Станислава, Французский Орден Почётного легиона, Османский Орден Меджидие́. Все награды вручены за выдающиеся гражданские заслуги.
Василий Федулович известен был своей страстью к садоводству, в его честь названа водяная ива Gromovia pulchella, любил музыку и художество. Покровительствовал неимущим студентам Консерватории, они бесплатно жили на его даче, а всем посетителям его сада по распоряжению хозяина подавались бесплатные ватрушки, бутерброды и предлагался букет для дамы.
На даче в 1850-е - 1860 годы годы в саду проходили гуляния и концерты.
Им же здесь была устроена картинная галерея, а концерты давали артисты Мариинского театра.
«Был на даче Громова для осмотра сада, который великолепен, как и вся дача» - министр внутренних дел Валуев.
«Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и лёгкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями» - художник Боголюбов А.П..
1867. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К.Т. Солдатёнкова. Русские избы и жилище сибирских кочевых народов. Русскую избу на выставке представил купец В.Ф. Громов.
После смерти Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам. В начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов.
В 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрёл крупный банкир Фёдор Алфёров. В 1897 году он продал южную часть участка под жилую застройку. Тогда и были проложены четыре небольшие улицы: Вологодская, Пермская, Уфимская и Вятская. Две последние упразднены в 1950-е годы.
С приходом Советской власти дачу национализировали. Известно, что сначала ее обустроили под Дом отдыха шоферов-стахановцев. В какой то момент там располагался ресторан.
В 1933 г. строение передали Союзу работников государственных учреждений финансовых банков (наверное, в память о последнем хозяине), причем в даче размещался клуб этого союза.
С 1938 - 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра. Состояла из одной студии пл. 54 кв. м. Первая передача состоявшаяся 7 июля 1938 состояла из показа диктора А. Васильевой, концертных номеров и отрывков из кинофильмов. Постоянное вещание началось с октября, передачи шли через день в течении часа. Во время Великой Отечественной войны вещание было прекращено, первая послевоенная передача состоялась 7 июня 1947 года. После введенного в строй нового здания на Чапыгина (январь 1961 г.), телецентр переехал, последняя передача с Дачи была проведена 15 мая 1962 года.
С 1940 г. в здании дачи расположился Дом пионеров и школьников Петроградского района и находился в этом доме около 30 лет.
Эмма Яковлевна Чиковани - «С нами занимались индивидуально, каждый был как бы солистом, из которых вырастал небольшой ансамбль. Часто мы выступали на радио, с концертмейстером. Случалось, что именно наш коллектив первым исполнял новые песни Дунаевского – их привозил нам сам Исаак Иосифович, он бывал здесь». Дунаевский И.И. ещё до войны был руководителем Ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, после так же активно сотрудничал с молодёжными музыкальными коллективами города.
Реставрация и ценные находки
2016 год, произведена консервация объекта и начат первый этап реставрации. Начато восстановление сруба, замена отдельных балок перекрытий и ремонт кровли.
Ещё на начальном этапе реставраторы совершили несколько открытий, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись, на потолке террасы ризалита северного фасада обнаружена цветная масляная живопись орнаментального характера, выполненная в трафаретной технике, в советское время была закрашена масляной краской. Специалистами было принято решение о её реставрации. В подвале под мусором обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, отца бывшего владельца дачи, Ф.Г. Громова. Также стоит упомянуть, что для Петербурга, три окна в ризалите западного фасада Дачи являются уникальными образцами декоративного остекления зодчества XIX в.
"Посетители кафе за столиками. 1929-1932 гг."
Альбом "Рапорт IX Всесоюзному съезду профсоюзов. Центральный комитет союза рабочих общественного питания". Государственный исторический музей.
Фелиш А.Э. Фотография "Санкт-Петербург. Дача Лопухина. Фонтан" примерная дата снимка 1870 - 1873 гг.. /Фелиш Альберт Эдуардович (1837 - 1908) - петербургский фотограф. Участник выставок. Владелец фабрики по производству эмульсии и пластинок для фотографии./
Одна из первых передач Ленинградского телецентра. 8 июля 1938 года.
1977 год. Фото Р. Халиков
К началу 1970 всё здание перешло к Союзкоопвнешторгу и здесь расположилась Экспортно-импортная контора.
С 5 июня 1975 г. в здании вместе с Союзкоопвнешторгом сосуществует технологический отдел ЛенЗНИИЭП’а.
С 1998, в связи с усложнившейся жизнью, часть помещений сдавалась в субаренду десятку контор. С 2000-х годов дача Громова постепенно приходит в упадок.
Скрин видео. Произведение Калле Хамма состоит из серии исторических открыток, посвященных растению, названному в честь владельца дачи Василия Громова, и звукового сопровождения. Представлено на Даче 11 сентября 2015 года. Проект "Критическая масса". Много лет особняк стоял заброшенным, и пока власти не могли определиться, что делать с ним дальше, здание всё больше разрушалось, до 2013 года за зданием присматривали местные жители и градозащитники, восстанавливали заслоны на окнах и дверях, выгоняли проникающих в здание маргиналов, укрепляли сорванные участки кровли, а когда обнаружили, что на самодельных стеллажах в подвале стал клубиться опасный грибок, вывезли мусор (целый грузовичок предоставленный жителем дома по улице Академика Павлова) и по совету экспертов Лесотехнической академии обработали стены подвала специальным составом.
В 2013 году Администрация Петроградского района разрешила пользоваться особняком подростково-молодежному центру «Петроградский», который в союзе с театром «Синтез» и творческим объединением кураторов (ТОК), поддерживал жизнь в старых стенах. Здание по прежнему оставалось без электричества и воды.
Тем не менее с помощью инициативной молодёжи ещё 2010 году зародилась идея восстановления здания, появился проект «Дача Громова. Реинкарнация» с целью привлечь внимание общественности к разрушающемуся памятнику культуры регионального значения. Организаторы проекта стали собирать воспоминания старожилов и архивные фото, устраивали выставки, проводили мероприятия, экскурсии, субботники, мастер-классы для детей и взрослых, до 2016 года удалось реализовать не один творческий проект.
По заказу центра «Петроградский» осенью 2014 г. был проведен тендер на выполнение предварительных работ и проектно-сметной документации на первоочередные и консервационные работы.
В 2015 по заказу КГИОП, определили разработчика проектной документации и исполнителей самих работ.
«...это с его подачи Администрация Петроградского района стала заниматься возрождением этого памятника деревянной архитектуры, начавшего к 2010 г разрушаться после нерадивых арендаторов. Андрей Эдуардович предложил создать в стенах обновленной дачи Громова молодежный творческий центр. И началась большая работа: местных жителей, не давших построить рядом с дачей отель, администрации города, поддержавшей проект и обеспечившей финансирование реставрационных работ, КГИОП (главного надзорного и охранного органа памятников истории и культуры нашего города), ПМЦ «Петроградский», ТНЗ «Синтез» и др. Сколько сил и времени было потрачено, чтобы в 2016 г началась наконец реставрация уникального памятника, остается только догадываться. Но каждое действие, каждое мероприятие, посвященное Даче Громова, было пронизано неизменным и неугасающим желанием восстановить этот прекрасный деревянный особняк, чтобы потом открыть новую главу его истории, полную творчества, красоты и искусства...» -
Юлия Журавлёва.
Андрей Эдуардович Лунин (1962 -2019)
Дача Громова после арендаторов, 2010-е. Фотограф Андреев Александр.
«Деревянная дача Василия Федуловича Громова».
О ходе реставрации рассказывает архитектор cтроительно-реставрационной компании "ПСБ ЖилСтрой" Андрей Василенко.
Выставка архивных фотографий «Дачи Громова» в Центре Добрососедства «Дом». 2021 г.
В 2016 году начинаются реставрационные работы исторического здания по программе КГИОП за счёт средств городского бюджета.
В 2017 году полностью снята обшивка с фасада и была сделана заливка фундаментной плиты. Полностью закончена кровля. Выполнены работы по реставрации стропильной системы с элементами усиления, установлена обрешетка и металлическое покрытие, перекладка дымовых труб с последующей штукатуркой с воссозданием штукатурных тяг и зеркал. Во многих местах деревянные элементы остались подлинными, для замены утраченных элементов подобран идентичный материал из ели и сосны.
В 2020 году завершили работы с парадным крыльцом дачи со стороны ул. Академика Павлова. Был восстановлен металлодекор, к сожаленью, ни одна из металлических фигур грифонов на колоннах не сохранилась, их восстановили на основе аналогов, размеры фигур определены по сохранившимся крепёжным элементам. Со здания полностью сняты строительные леса, убран забор. Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры и представители подрядчика передали здание подростково-молодёжному центру «Петроградский».
Правое окно. Вид изнутри. Фото 2013 г.
2018 год, работы в рамках госконтрактов закончены, старые деревянные конструкции укрепляются, конструктивно здание подготовлено к прокладке инженерных сетей. Согласована проектная документация для последующих работ по реставрации фасадов и интерьеров.
2019 год. Ведутся работы по реставрации северного фасада и окраске кровли Деревянного здания оранжереи, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное здание оранжереи у дачи В. Ф. Громова с садом, оградой».
2021 - 2022 год, согласованы и начаты работы по внутренней отделке помещений, полное завершение реставрации и ремонта интерьеров, а также открытие Центра искусств «Дача Громова» Петроградского района запланировано на 2024 год. Но уже сейчас сейчас собрана команда будущего центра искусств, начаты работы над творческими проектами и их реализация, в числе которых экскурсии, творческие мероприятия, выставки, музыкальные фестивали и театральные постановки.
Фото в процессе реставрации 2020 г.
Грифоны (аналог не сохранившихся элементов металлического декора) Фото 2020 г. Фото 1985 - 1991 год. Источник: Микитич Л.Д. Литературный Петербург, Петроград : альбом. М. : Советская Россия, 1991.
Исторический лонгрид создан Дироновой А. П. из открытых источников.