НА ОСТРОВЕ

ПОСЛЕДНЯЯ

ДАЧА
Год постройки: 1850 - 1859
Архитектор Винтергальтер Георгий (Егор) Иванович

Одно из немногих сохранившихся деревянных зданий в центре Северной столицы - Дача Громова в Лопухинском саду.

ЛОПУХИНСКИЙ САД

Памятник архитектуры и истории регионального значения. Объект культурного наследия Российской Федерации. Расположен по нечётной стороне Каменноостровкого пр. между улицей Академика Павлова и Малой Невкой. Площадь сада составляет 5,7 га.
Фото Татьяны Башинской октябрь 2021 г.
О МЕСТЕ
И ЛИЧНОСТЯХ
История участка как сада, начинается при Павле I, когда окрестности островов стали пользоваться популярностью у знати, из-за располагавшейся на Каменном острове летней резиденции царской семьи. В 1798 г. обширная территория к югу от Малой Невки была подарена Павлом I адмиралу Г. Г. Кушелеву, который в начале 19 века уступил его светлейшему князю Петру Васильевичу Лопухину.

Так, по имени владельца, нынешний Лопухинский сад получил своё название (в советский период он носил имя Феликса Дзержинского).
При Лопухине в парке был разбит пейзажный сад, паслись олени и овечки, по воскресеньям играла роговая музыка, а по государственной надобности Лопухин предоставлял дачу иностранным дипломатам, так перед войной 1812 года здесь останавливался посол Франции генерал Арман Коленкур.
Известно нам, что на этом месте в ходе Северной войны были стычки со шведами и ещё в 1705 году здесь оставались траншеи русских войск. В 1717 году участок был отдан под дачу сибирскому губернатору князю М. П. Гагарину. В 1721 году князя казнили за взятки и после этого участок до конца 18 века оставался нетронутым, здесь располагался Аптекарский огород «где посторонним людям поселяться запрещалось» согласно приказу Петра I.
Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухина
на Аптекарском острове. 1823 г.
Светлейший князь Павел Петрович Лопухин (1788 - 1873). Утраченный портрет Карла Брюллова.
Светлейший князь Петр Васильевич Лопухин (1753 - 1827). Портрет кисти В. Л. Боровиковского.
С 1783 г. московский гражданский губернатор, получил орден Св. Владимира III ст. В 1793 перемещён генерал-губернатором в Ярославль и Вологду уже будучи с 1791 генерал-поручиком. За успехи на губернских постах получил ордена Св. Владимира II ст. (1785) и Св. Александра Невского (1796). Почётный член Санкт-Петербургского английского собрания.

В августе 1798 г. был переведён в столицу генерал-прокурором и произведён в действительные тайные советники. Стал кавалером ордена Андрея Первозванного и в 1799 г. получил титул светлейшего князя и герб с девизом «Благодать» (перевод имени Анна), к которому в дар прилагался дом на Дворцовой набережной и имение польских королей Корсунь, неслыханные почести от Павла I.

Так как же второстепенный, но по праву квалифицированный чиновник стал первым в государстве? До 1798 года как говорят его современники «продолжал службу мерным шагом». Лопухин делал карьеру во времена Екатерины Великой, но хоть и был статен, любим дамами, и говорят волокитства до старости не оставлял, но к её фаворитам не относился, чем обратил на себя внимание нового императора Павла I, который мать не любил, и в окружение себе искал помощников прямо не связанных с покойной царицей. А уж известная влюблённость императора в старшую дочь Петра Васильевича Анну способствовала и почестям и наградам.
«Кто садит в грязь, тот будет князь». Делай всё правильно и станешь богат и знаменит как князь. А вот отрицательный смысл часто используемой в литературе позапрошлого века русской поговорки «Взят из грязи да посажен в князи», пошёл от «потомственных князей», которым пришлось потесниться.

Будучи гимназистом Пётр Лопухин, проявлял интерес к истории, географии, праву и иностранным языкам, увлекался занятиями в потешном батальоне Московского университета, ещё гимназистом был зачислен на службу в лейб-гвардию Преображенского полка, обучался будущий государственный сановник в Императорском Московском Университете за собственные средства. Сын, небогатого майора и помещика Василия Алексеевича Лопухина, и будущий князь начал свою карьеру после окончания университета в 1769 году, когда вступил он на службу в Преображенский полк прапорщиком.

В 1777 в чине полковника был определён к статским делам. С 1780 по 1783 служил обер-полицмейстером Санкт-Петербурга. В этот период, при его непосредственном участии, была открыта одна из первых городских больниц в России (ныне клиника военно-морской терапии Военно-медицинской академии) с домом для умалишённых, а также сооружены каменные склады для хранения леса на острове Новая Голландия.
После убийства Павла, карьера князя продолжилась он занимал должности министра юстиции, был главой Комиссии составления законов, председателем Государственного совета, председателем Кабинета министров, будучи по должности генерал-прокурором Сената, провёл его реорганизацию (учредил два новых департамента), действительный тайный советник 1 класса, почетный член Российской Академии наук. Состоял в дружеских отношениях с графом реформатором Аракчеевым, особенно возвысившимся во время правления Александра I.

При участии Петра Васильевича были созданы известные архитектурные ансамбли в селе Введенском Звенигородского уезда близ Москвы (Архитектор Н.А. Львов), на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге, а также в старостве Корсунь Киевской губернии.

В период междуцарствия Пётр Васильевич, зная твердую волю Александра I, что наследником престола должен стать великий князь Николай Павлович, с другими сановниками настоял на присяге гвардии и двора цесаревичу Константину, но Константин отрёкся от престола.


Настоящую свою служебную карьеру он начал в шестнадцать лет, всего за свою жизнь участвовал в 56 сражениях. Его имя несколько раз упоминается на памятных плитах храма Христа Спасителя в Москве.

Участник Бородинской битвы, в 27 лет командовал уланской бригадой. Масон, мастер ложи «Трех добродетелей». Являлся членом тайных декабристских организаций, «Союза спасения», «Союза благоденствия» (участвовал в составлении его устава — «Зеленой книги») и «Северного общества», затем, по несогласию с делами общества, выбыл из него в 1822 году.

В декабре 1825 года, после событий на Сенатской площади был допрошен и затем отдельным повелением Николая I освобождён без последствий. Закончил карьеру генерал-лейтенантом.

При Лопухиных, вдоль границ пейзажного сада проходили прямые дорожки, на открытых участках живописно разместились куртины. В северной части располагалась роща. Отдельные участки опоясывала свободно спланированная аллея. У восточного конца пруда устроили мостик через протоку к Малой Невке, у западного возвышения — небольшой холм с видовой площадкой.
В 1825 году выяснилось, что сын светлейшего князя, Павел Лопухин, причастен к заговору декабристов. Сына допросили, но не арестовали, под суд не отдали, но Петру Васильевичу, в 1826 году, назначенным председателем Верховного уголовного суда по делу декабристов, пришлось отправить на виселицу и каторгу друзей Павла Петровича, доказывая тем самым верность императору Николаю I.
Прослужил во главе правительства и Государственного совета более 10 лет. В 1826 году, имея преклонный возраст и плохое здоровье, светлейший князь, обратился к Николаю I с просьбой об отставке, однако император её не принял, а через пять месяцев в 1827 году на 79 году жизни скончался.
Он говорил, что «природа всех на свет равно производит» и что «титул светлости не просвещает ума, не греет на морозе, не делает светлее тёмную комнату», а только даёт повод думать о нём хуже.
С 1836 года участком владели братья Матвей Юрьевич и Михаил Юрьевич Виельгорские. Они были известнейшими в Петербурге музыкантами, просветителями и меценатами.

Михаил Юрьевич великолепно играл на фортепиано и сочинил около ста музыкальных произведений: романсы, кантаты, оратории, две симфонии, оперу «Цыгане» на стихи А. С. Пушкина.

Матвей Юрьевич был выдающимся виолончелистом и одним из организаторов первой в России Санкт-Петербургской Консерватории.
В 1820 г. участок приобрел председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей. Известный нам как первый министр внутренних дел России и противник отпуска крестьян без земли.
При его участии, Александром I был издан, так называемый в народе «Указ о вольных хлебопашцах» по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с выдачей земельного участка. Естественно, за свою волю крестьяне выплачивали выкуп, если оговорённые обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Тем не менее ничто не мешало помещику отпустить крестьянина безвозмездно это определялось договором между крестьянином и помещиком. Крестьян, получивших таким образом волю, стали называть вольными хлебопашцами (отсюда и популярное название указа).
Данный указ положил основу для реформы 1861 года.
1836
1820
В 1848 году участок купил глава лесной биржи в Петербурге, один из учредителей Российского общества садоводства, действительный статский советник Василий Федулович Громов.

Здесь к началу 1850-х гг. по проекту архитектора Г. И. Винтергальтера была сооружена дача в два этажа, а архитектор А. М. Горностаев построил несколько оранжерей. Садовник Е. В. Одинцов устроил гроты, фонтаны, беседки и каменную террасу с лестницей у пруда.
Позднее в саду появились три пирса, мосты через протоку и пруд (сохранились два). В западной части возвели беседку в виде башни (не сохранилась).
1848
Князь Виктор Павлович Кочубей (1768 - 1834). Художник Ф. Жерар,1809 год.
Граф Матвей Юрьевич Виельгорский (1794-1866). Карл Брюллов, 1828.
Граф Михаил Юрьевич Виельгорский (1788 - 1856). Художник Соколов П. Ф.,1840-е..
Василий Федулович Громов (1798-1869). Художник Николай Шустов, 1864 г..
После смерти В. Ф. Громова участок принадлежал разным владельцам, в конце XIX в. - банкиру Ф. А. Алферову. По его инициативе в 1897 году вблизи сада были проложены четыре небольшие улицы: Вологодская, Пермская, Уфимская и Вятская. Две последние упразднены в 1950-е годы.
1890-е
1926 - 1992
С 1926 по 4-е октября 1991 года сад носил имя Феликса Дзержинского. В 1930 в саду был ему был установлен памятник, выполненный скульптором А. В. Крыжановской. Он представлял собой небольшую фигуру на гранитном постаменте с рельефными изображениями, которые напоминали о деятельности Ф. Э. Дзержинского на посту наркома путей сообщения в области железнодорожного транспорта. Памятник открыт 8 сентября 1930 г., статуя из литого бетона на постаменте из каменных блоков. 1936 в саду провели перепланировку: вместо сети дорожек устроили прямые аллеи и несколько больших площадок. В 1949 восточный участок сада был передан Водно-моторной базе. В 1950-е при реконструкции были уничтожены гроты. В начале 1990-х годов в саду были произведены реставрационные работы с возвращением исторической пейзажной планировки и ремонтом террасы, гранитных спусков и ограды под руководством архитектора Л. А. Хангу.
В 1991 саду возвращают имя Лопухина.
В 1992 памятник Ф. Э. Дзержинскому был демонтирован (при демонтаже разбит).
20 июня 1926 года в Москве умер Феликс Эдмундович Дзержинский. Российский и польский революционер, советский государственный и партийный деятель, глава ряда народных комиссариатов, основатель и руководитель ВЧК, секретарь ЦК РСДРП(б) (1917), член Оргбюро ЦК РКП(б) (1919 - 1920, 1921 - 1924). Награды: первый "Почётный сотрудник госбезопасности", Орден Красного Знамени (за особые заслуги проявленные при защите социалистического Отечества). Почти 100 лет его личность овеяна стереотипами, в советское время он был «рыцарь революции без страха и упрёка», «Железный Феликс», а после перестройки – «красный тиран» и «кровавый палач», многие его высказывания стали афоризмами и до сих пор используются в народе. Нет смысла очернять или обелять его деятельность как революционера, партийца и чекиста, пересказывать биографию, но необходимо выделить пару фактов, и пусть Феликс Эдмундович не был владельцем участка, но 65 лет сад носил его имя и это имеет значение.

«На дорогах у нас в области хищений и бесхозяйственности один сплошной ужас… Хищения из вагонов, хищения в кассах, хищения на складах, хищения при подрядах, хищения при заготовках. Надо иметь крепкие нервы и волю, чтобы преодолеть это море разгула…».
Как народный комиссар путей сообщения, Дзержинский, руководил восстановлением технической базы транспорта и развитием работы железных дорог, боролся с хищениями, бесхозяйственностью, коррупцией и взяточничеством. «Отсутствие у вас судимости это не ваша заслуга, а наша недоработка».

«Я встречал в жизни детей, маленьких, слабеньких детей с глазами и речью людей старых, – о, это ужасно! Нужда, отсутствие семейной теплоты, отсутствие матери, воспитание только на улице, в пивной превращают этих детей в мучеников, ибо они несут в своем молодом, маленьком тельце яд жизни, испорченность. Это ужасно!..»

«На юную душу влияет малейшая, казалось бы, мелочь; поэтому надо остерегаться при детях быть самим безнравственными, раздражительными, ссориться, ругаться, сплетничать и, что всего хуже, поступать вразрез со своими словами; ребёнок это заметит и если даже и не запомнит, то всё же в нём останется след, и из этих следов, из этих впечатлений детства сформируется фундамент его души, совести и моральной силы»

После Первой мировой войны, революции с последующей Гражданской войной, в стране по официальным данным около 7 млн. детей являлись беспризорными, это действительно была катастрофа. Дзержинский возглавлял коммунистическое хозяйство, и одновременно был председателем Комиссии по улучшению жизни детей, на этой должности он организовал систему детских учреждений: приёмников-распределителей временного пребывания, детских домов, «коммун» и детских «городков», именно в созданной им системе учреждений тысячи голодных и обездоленных детей получали питание, медицинскую помощь, образование, но самое главное возможность дальнейшего развития и самореализации. С 1921 года, чекисты были обязаны следить за фактическим положением детей, состоянием приютов и детских садов, в их ведение входило и обеспечение работы детских домов, помощь с ремонтом, поиск лучших зданий, распределение по детдомам беспризорников, доставление в спецприёмники, при этом указывалось, что недопустимо применять насилие и грубость. Незавидная судьба ожидала того, кто посмел наживаться на деньгах, предназначенных голодным детям. Феликс подключил фактически всю страну к делу борьбы с беспризорностью: наркомздрав, наркомпрос, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы… Стоит упомянуть коммуну имени Дзержинского, где руководил известный педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко, на её базе было создано целое предприятие, где работали подростки, создавая современный по тем годам фотоаппарат «ФЭД», здесь необходимо не кричать о детском труде, но понимать какое было время и какой это был шанс для подростков, в прямом смысле, голодающих, ворующих и живших на улицах. «Для детей нет тюрем и лагерей». Уже во второй половине 1924 года в местах заключения находились только 1 179 несовершеннолетних преступников, 386 - под следствием, 730 - срочных, 63 - пересыльных. К 1924 году уже имелись 250 детских домов, 420 трудовых коммун и 880 «детских городков». Уделял он внимание и физическому развитию молодёжи, по его инициативе в 1923 году было создано спортивное общество «Динамо», а в качестве тренеров были привлечены лучшие спортивные кадры Москвы. Чтобы не говорили и как бы не оценивали его работу в этом направлении, но за столь короткий срок выстроить действующую систему которая работала и дала развитие настоящей, заслуживает уважения.
Дзержинский Феликс Эдмундович (1877-1926). Фото 1925 года.
После смерти Дзержинского его имя было присвоено городам, сёлам, заводам, фабрикам, кораблям, улицам, площадям, школам, институтам и др. объектам, на улицах устанавливались памятники и бюсты, издавались марки и открытки, поэты писали стихи и поэмы, музыканты сочиняли музыку (самая известная нам сейчас песня о Дзержинском (Вечен Революции огонь) в исполнении Иосифа Кобзона на музыку И. Лученок и слова Б. Брусникова), есть много рассказов и даже романов о нём, журналисты до сих пор пишут статьи о его личности, а историки изучают его жизнь и работу. Создано более 50 фильмов, где рассказывают о Дзержинском в том или ином свете, и это работы не только советских и российских режиссёров, но и зарубежных кинематографистов, а самый известный и посвящённый ему первый звуковой фильм СССР «Путёвка в жизнь»
в 1932 году получил награду I Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссёрскую работу, после чего был куплен 26 странами и прошёл по экранам 107 стран мира.
«Путёвка в жизнь». Афиша (1931).
«У моего отца нет детских фотографий. В 1918 году вся его семья - родители, две сестры - умерли от испанки. В пустом заброшенном доме его нашел «дяденька в фуражке». Мальчика определили в подмосковную детскую колонию. Там его выучили французскому языку, бальным танцам и дали прекрасное образование. Мама, как и многие дети «бывших», выжила благодаря Дзержинскому. Именно Дзержинский настоял на том, чтобы Специальный Декрет Совета Народных Комиссаров 1919 года обязал бесплатно обеспечивать детей продуктами питания вне зависимости от их социального происхождения. Такая позиция Феликса Эдмундовича понравилась далеко не каждому, но Ленин ее поддержал и подписал Декрет. По инициативе Дзержинского вводится детская карточка на получение обеда из двух блюд, кроме того - 30 хлебных и 30 продуктовых талонов в месяц. К слову - тогда паек рабочего или даже красноармейца был значительно меньше. Мама выжила... честно - если бы не эти обстоятельства, мой интерес к личности Председателя ВЧК, а также Наркома Путей Сообщения и Председателя ВСНХ СССР - Феликса Эдмундовича Дзержинского, скорее всего, ограничился бы лишь тем, что предлагала школа...» - Гладыш Светлана Дмитриевна, журналист, член Союза писателей России и Международного сообщества писательских Союзов, член International Federation of Journalists.
В течение 1924 - 26 годов, после наведения порядка в правоохранительных органах, борьбой с бандитизмом, детской преступностью и беспризорностью, изучал экономику и хозяйство СССР, и в эти годы заметил, и о чём открыто говорил, что достижения бюрократии растут намного быстрее, чем реальный сектор промышленности и сельского хозяйства, защищал деревенского «мужика», прямо назвал антисоветской систему отпускных цен и попытки разорить деревню. «Надо страну индустриализировать, а этого не будет, если мы не получим из деревни продуктов», выступал за то, чтобы поставить частного торговца «в здоровые условия», защитив его от местных чиновников. Стремился снизить себестоимость продукции и цены на изделия промышленности, повышать зарплаты рабочим, а не задерживать их выплаты.
Есть книга, которую издали только один раз – в 1927 году. Она называется «Ф.Э. Дзержинский. Три последних речи» (стенограммы последних речей на пленуме ЦК и ЦКК, в течении нескольких дней до его кончины, оцифрована президентской библиотекой). При желании, внимательно прочитав, вы увидите не просто профессионального революционера, коим конечно он являлся, но человеком, который действительно переживал за жизнь обычных людей и за дальнейшее обустройство нового молодого государства. Эти речи, парадокс, во многом актуальны сегодня, и пожалуй каждому будущему и действующему чиновнику госаппарата ознакомиться не помешает.

«В Совнархоз приходят бумажки с тем или иным требованием, и для того, чтобы избежать волокиты, их стали посылать на моё имя. Ежедневно приходит по 100–200 бумаг на имя Дзержинского. Я нахожусь в таком положении, что должен сидеть в грудах бумаги, а когда ко мне приходят живые люди, которые создают жизнь, у меня уже нет времени их принять. Нужно сделать, чтобы не было такой бюрократической системы, когда мы не знаем, что делаем, а знают это бумажки в наших портфелях. Надо изменить обычай, что если кому-нибудь потребуется доклад, ему пишут целый том. Таких ваших томов те, кто руководит делом, не могут читать. Никто их не читает. Надо писать коротко и ясно, если мне придёт такое предложение, я его изучу, и, вместо того чтобы сидеть по ночам и читать эти доклады, в которых девять десятого лишнего, вызвать к себе заинтересованное лицо, и тогда этот товарищ уже берёт на себя ответственность за дело. Аппараты растут неслыханно. Не должно быть лишних штатов, у каждого работника необходима чёткая ответственность»

«Мы страдаем организационным фетишизмом» «Бесконечная коллегиальность, комиссии, совещания и т.д. превратились в помеху. Очень много времени уходит на совещания и комиссии. Сокращая их, мы расширяем систему личной ответственности. Нужно, чтобы нас не дёргали туда-сюда и мы не дёргали других»

«У каждого должны быть свои амбиции, известное честолюбие, каждый имеет имя и лицо... А почему у нас в органах управления товарищ только пишет, а после это другой читает, и им всё равно... У нас система такая, что мы поощряем фантастику. Цех даёт цифры, мы их переделываем, нас в Госплане переделывают. При этой системе получается, что можно взять сколько угодно. Мы заранее знаем, что даются цифры неправильные, какая за них может быть ответственность? Мы должны бороться с этой системой во что бы это ни стало. Но я не придумал никакого рецепта. Я ищу, товарищи, и пришёл к очень печальным заключениям. Нам нужно найти другие пути. Принцип, который мне кажется абсолютно верным, – дружная семья и ответственность, когда каждый отвечает за своё дело. Если человек не справляется – уходи, дай место другому.»

Дзержинский, по делам видно, действительно решал поставленные перед ним задачи и проблемы государства, под конец как истинный революционер, навёл панику в верхах. Ответ Каменеву, поднявшему цены на промтовары для деревни и который посетовал, что он только 4 месяца нарком торговли: «Вы будете и 44 года никуда не годны, потому что занимаетесь политиканством, а не работой. Моя сила в том, что я не щажу себя никогда. Но мне одному справляться трудно, поэтому я прошу у вас помощи», вечером этого же дня Феликс Эдмундович Дзержинский умер. Неоднозначная историческая личность, становится понятно почему в советское время, да и сегодня тоже, Дзержинский чаще всего ассоциируется с силовиками и чекистами, ведь и мёртвые реформаторы для вороватых чиновников и бюрократии опасны.
Малышовый детский дом им. Ставского в Болшевской Трудовой Коммуне
Памятник Дзержинскому Ф. Э. в саду его же имени. Фото примерно 1960 - 1980 года.
Фото Андреевский Л. Г.
Беседка в Громовском саду 1925 г.
Русские батареи стояли в нынешнем саду три века назад и разгромили подразделения шведской армии, занявшие тогда позиции на Каменном острове. В 21 веке общественности Петербурга, пришлось восемь лет вести битву и распутывать цепочку незаконных действий, нарушений и подмен понятий чиновников спевшихся с бизнесом (не будем о именах ведь ныне здравствуют), чтобы запретить застройку и вернуть часть Лопухинского сада.

«...когда у нас отбирают часть души безнравственные застройщики, они тем самым наносят вред нам, нашим детям. Да и самим себе, ведь даже если им удастся реализовать свой замысел, это черное дело непременно скажется и на их бизнесе, и на судьбе. Потому что преступления против нравственности не остаются безнаказанными» - участник митинга против застройки сада, отец троих детей Михаил Стасюков, житель дома по улице Академика Павлова. Более полувека здесь готовили спортсменов и воспитали немало чемпионов и до 2000-х эта территория рассматривалась как спортивная часть сада с открытым доступом для граждан.

Запутанная, не хорошая история, о которой писать не хочется, и не будем, в интернете сейчас можно найти всю информацию о конфликте и действующих лицах. Мы же благодарим всех защитников сада, вы спасли этот кусочек истории Петербурга. Застройку отменили в 2013 году.
В 2005 году о Лопухинском саде заговорили, тогда горожане с удивлением обнаружили, что представленный на публичные слушания проект «реконструкции водной станции» функционирующей с 1949 года, подразумевает строительство девятиэтажного апарт-отеля.
«В 2005 году мы, спортивная общественность, вдруг узнали, что наша водная станция оказалась продана дважды — в 2003 и 2004 году, — Самое обидное, что это сделали наши генералы, которые по своему статусу должны заниматься развитием водного спорта, а не тем, чтобы его извести. 600 детей ежегодно проходили здесь обучение! И в городе другого такого места нет — тут уникальная роза ветров, никогда нет волны. Мы против застройки этой территории, о чем и заявили в письме на имя губернатора...» — рассказал первый вице-президент Федерации водно-моторного спорта РФ, трехкратный чемпион мира Алексей Ишутин.

2005 - 2021
Сентябрь 2021 года, жители обеспокоены из-за деревянной ограды, которая выросла в Лопухинском саду. Как оказалось, собственник земельного участка ремонтирует на территории павильон и ведет благоустройство. Оградить решили место производства работ.

«Участок, находящийся в нашей собственности, мы, действительно, планировали и планируем передать городу, но на сегодня этого пока не произошло» - заметили в RBI.

Соревнования по водно-моторному спорту у Лопухинского сада (1979) Фото: Павел Маркин
Водно-моторная станция в Лопухинском саду. 1950 года постройки, стиль Сталинский неоклассицизм.
Фото - snegir, 05.05.2016 г..
В 2014 году, город, выделил финансы на восстановление и благоустройство парка, была организована очистка пруда в связи с неудовлетворительным санитарно-эпидемиологическим состоянием. Пруд был засорен, заилен и лишен сквозной проточности. В результате проведенных работ с поверхности пруда собрано более 10 куб. м мусора, а со дна – 7 тыс. куб. м донных отложений. Во время планового ремонта с зимы 2014 в саду вырубили старые деревья, посадили новые растения, разбили клумбы и провели дополнительное озеленение, обустроены пешеходные дорожки и площадки с набивным покрытием, отремонтированы гранитные спуски к Малой Невке, деревянный мост, терраса, центральный вход и отремонтирована ограда.
С начала августа 2015 года сад открыт для посещения.
С 2016 года два земельных участка в распоряжении структуры холдинга RBI (один в собственности, другой в долгосрочной аренде), город желает вернуть. И что не менее важно, намерен восстановить прежнюю функцию этой части сада – спортивную.
2020 год возобновлены переговоры о возврате участков городу. Несостоявшийся застройщик просит освободить помещение. Речь об одном из отделений Федерации водно-моторного спорта, которая занимала пристройку к павильону под склад спортивного оборудования. Теперь помещение надо освободить, чтобы владелец смог провести ремонт перед передачей недвижимости городу.
Фрагмент ограждения моста через протоку. Фото апрель 2011 г.
Водная станция ДОСФЛОТ (1960 - 1970)
«Дебаркадер у водно-моторной станции, Малая Невка, Лопухинский сад». ?2013 г. Фото Дмитрий Ратников.

ДАЧА ГРОМОВА

Вернёмся в 1848 год когда Лопухинский сад в Санкт-Петербурге купил выдающийся российский меценат, купец В. Ф. Громов. Он занялся его перепланировкой и благоустройством и именно с этим периодом (1848 - 1869) связан наивысший расцвет сада, являющегося ныне памятником культуры регионального значения.

Здание в 1850-е годы возвели по проекту архитектора Георгия Винтергальтера, его коллега Алексей Горностаев проектировал оранжереи. Садово-парковая зона была разбита Е. В. Одинцовым,
позже назначенным главным садовником Санкт-Петербурга.

Дача состоит из двух основных объемов с пятигранными выступами, соединенных галереей. Пространственно-объёмная композиция связана с окружающим ландшафтом и это взаимодействие подчеркивают галерея, эркеры, веранды и высокие окна. Декоративное решение интерьеров с лепкой и живописью включает гротесковые мотивы. Здание представляет собой образец ранней эклектики с использованием классицистических мотивов, прекрасный образец деревянной дачи середины XIX в..
Лопухинский сад, фрагмент. Дача Василия Громова. Фото 1860 г.
Источник: из книги коллекционера Владимира Маркова "Петербургская сторона. История Петроградского района на старых фотографиях, документах и почтовых карточках" 2016 г., с.128.
1870 - 2000
Бельгийский ботаник Жан Жюль Линден обнаружил новый вид водяной ивы из Новой Гранады во время своих экспедиций в Мезоамерику 1830–40-х гг.

Он привез его в Европу, а его семена были отправлены в Императорский ботанический сад в Санкт-Петербурге.

Открытое растение, найденное Линденом, директор Ботанического сада назвал Gromovia pulchella в честь Василия Громова, который был одним из 12 основателей Российского императорского общества садоводства.
Василий Федулович
Громов (1798-1869)
Репродукция гравюры работы Н. Медведева, 1870 г.
2001 - 2015
Василий Громов родился в семье старообрядца, бывшего крепостного Орловых и впоследствии крупного лесопромышленника и мецената Федула Григорьевича Громова.
1848 - 1869
Дача Громова. Октябрь 2013 г. Фотограф Игорь Яковлев
Громов Ф. Г. Портрет неизвестного художника. Коллекция Русского музея.
В 1848 году, после смерти отца, возглавил семейные лесопромышленные предприятия. Ещё в 1829 году женился на Ф.Т. Лесниковой, где по условиям брака перешёл из старообрядчества в православие, был крупнейшим в епархии благотворителем на чьи деньги перестраивали Смольный собор, содержали сиротские дома и больницы. Состоял в Обществе защиты животных, был одним из учредителей Российского Императорского общества садоводов, состоял членом совета директоров Консерватории. Купец 2-й гильдии, в 1856 году стал коммерции советником, а с 1866 до кончины действительный статский советник. В 1866 году Громов приказал выстроить на своей лесной бирже три крестьянских избы, которые отправил на всемирную выставку в Париже 1867 года.

Был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста. Громов вёл заграничную торговлю. Торговая фирма "Громов и Ко" процветала.
В неё входили лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники: «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».

Награды: Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира, Императорский орден Святой Анны, Императорский и Царский Орден Святого Станислава, Французский Орден Почётного легиона, Османский Орден Меджидие́. Все награды вручены за выдающиеся гражданские заслуги.

Василий Федулович известен был своей страстью к садоводству, в его честь названа водяная ива Gromovia pulchella, любил музыку и художество. Покровительствовал неимущим студентам Консерватории, они бесплатно жили на его даче, а всем посетителям его сада по распоряжению хозяина подавались бесплатные ватрушки, бутерброды и предлагался букет для дамы.

На даче в 1850-е - 1860 годы годы в саду проходили гуляния и концерты.
Им же здесь была устроена картинная галерея, а концерты давали артисты Мариинского театра.
«Был на даче Громова для осмотра сада, который великолепен, как и вся дача» - министр внутренних дел Валуев.
«Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и лёгкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями» - художник Боголюбов А.П..
1867. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К.Т. Солдатёнкова. Русские избы и жилище сибирских кочевых народов. Русскую избу на выставке представил купец В.Ф. Громов.
После смерти Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам. В начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов.

В 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрёл крупный банкир Фёдор Алфёров. В 1897 году он продал южную часть участка под жилую застройку. Тогда и были проложены четыре небольшие улицы: Вологодская, Пермская, Уфимская и Вятская. Две последние упразднены в 1950-е годы.

С приходом Советской власти дачу национализировали. Известно, что сначала ее обустроили под Дом отдыха шоферов-стахановцев. В какой то момент там располагался ресторан.

В 1933 г. строение передали Союзу работников государственных учреждений финансовых банков (наверное, в память о последнем хозяине), причем в даче размещался клуб этого союза.

С 1938 - 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра. Состояла из одной студии пл. 54 кв. м. Первая передача состоявшаяся 7 июля 1938 состояла из показа диктора А. Васильевой, концертных номеров и отрывков из кинофильмов. Постоянное вещание началось с октября, передачи шли через день в течении часа. Во время Великой Отечественной войны вещание было прекращено, первая послевоенная передача состоялась 7 июня 1947 года. После введенного в строй нового здания на Чапыгина (январь 1961 г.), телецентр переехал, последняя передача с Дачи была проведена 15 мая 1962 года.

С 1940 г. в здании дачи расположился Дом пионеров и школьников Петроградского района и находился в этом доме около 30 лет.

Эмма Яковлевна Чиковани - «С нами занимались индивидуально, каждый был как бы солистом, из которых вырастал небольшой ансамбль. Часто мы выступали на радио, с концертмейстером. Случалось, что именно наш коллектив первым исполнял новые песни Дунаевского – их привозил нам сам Исаак Иосифович, он бывал здесь». Дунаевский И.И. ещё до войны был ру­ко­во­ди­телем Ан­самб­ля пес­ни и пля­ски Ленинградского Двор­ца пио­не­ров, после так же активно сотрудничал с молодёжными музыкальными коллективами города.
Реставрация и ценные находки

2016 год, произведена консервация объекта и начат первый этап реставрации. Начато восстановление сруба, замена отдельных балок перекрытий и ремонт кровли.
Ещё на начальном этапе реставраторы совершили несколько открытий, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись, на потолке террасы ризалита северного фасада обнаружена цветная масляная живопись орнаментального характера, выполненная в трафаретной технике, в советское время была закрашена масляной краской. Специалистами было принято решение о её реставрации. В подвале под мусором обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, отца бывшего владельца дачи, Ф.Г. Громова. Также стоит упомянуть, что для Петербурга, три окна в ризалите западного фасада Дачи являются уникальными образцами декоративного остекления зодчества XIX в.
"Посетители кафе за столиками. 1929-1932 гг."
Альбом "Рапорт IX Всесоюзному съезду профсоюзов. Центральный комитет союза рабочих общественного питания". Государственный исторический музей.
Фелиш А.Э. Фотография "Санкт-Петербург. Дача Лопухина. Фонтан" примерная дата снимка 1870 - 1873 гг.. /Фелиш Альберт Эдуардович (1837 - 1908) - петербургский фотограф. Участник выставок. Владелец фабрики по производству эмульсии и пластинок для фотографии./
Одна из первых передач Ленинградского телецентра. 8 июля 1938 года.
1977 год. Фото Р. Халиков
Снято примерно 1995 - 2000 год. Автор не известен. Скан негатива из личного собрания.
К началу 1970 всё здание перешло к Союзкоопвнешторгу и здесь расположилась Экспортно-импортная контора.
С 5 июня 1975 г. в здании вместе с Союзкоопвнешторгом сосуществует технологический отдел ЛенЗНИИЭП’а.
С 1998, в связи с усложнившейся жизнью, часть помещений сдавалась в субаренду десятку контор. С 2000-х годов дача Громова постепенно приходит в упадок.
Скрин видео. Произведение Калле Хамма состоит из серии исторических открыток, посвященных растению, названному в честь владельца дачи Василия Громова, и звукового сопровождения. Представлено на Даче 11 сентября 2015 года. Проект "Критическая масса".

Исторический лонгрид создан Дироновой А. П. из открытых источников.
Много лет особняк стоял заброшенным, и пока власти не могли определиться, что делать с ним дальше, здание всё больше разрушалось, до 2013 года за зданием присматривали местные жители и градозащитники, восстанавливали заслоны на окнах и дверях, выгоняли проникающих в здание маргиналов, укрепляли сорванные участки кровли, а когда обнаружили, что на самодельных стеллажах в подвале стал клубиться опасный грибок, вывезли мусор (целый грузовичок предоставленный жителем дома по улице Академика Павлова) и по совету экспертов Лесотехнической академии обработали стены подвала специальным составом.
В 2013 году Администрация Петроградского района разрешила пользоваться особняком подростково-молодежному центру «Петроградский», который в союзе с театром «Синтез» и творческим объединением кураторов (ТОК), поддерживал жизнь в старых стенах. Здание по прежнему оставалось без электричества и воды.
Тем не менее с помощью инициативной молодёжи ещё 2010 году зародилась идея восстановления здания, появился проект «Дача Громова. Реинкарнация» с целью привлечь внимание общественности к разрушающемуся памятнику культуры регионального значения. Организаторы проекта стали собирать воспоминания старожилов и архивные фото, устраивали выставки, проводили мероприятия, экскурсии, субботники, мастер-классы для детей и взрослых, до 2016 года удалось реализовать не один творческий проект.
По заказу центра «Петроградский» осенью 2014 г. был проведен тендер на выполнение предварительных работ и проектно-сметной документации на первоочередные и консервационные работы.
В 2015 по заказу КГИОП, определили разработчика проектной документации и исполнителей самих работ.
2014 год. Проект "Критическая масса". Альбом мероприятия.
«...это с его подачи Администрация Петроградского района стала заниматься возрождением этого памятника деревянной архитектуры, начавшего к 2010 г разрушаться после нерадивых арендаторов. Андрей Эдуардович предложил создать в стенах обновленной дачи Громова молодежный творческий центр. И началась большая работа: местных жителей, не давших построить рядом с дачей отель, администрации города, поддержавшей проект и обеспечившей финансирование реставрационных работ, КГИОП (главного надзорного и охранного органа памятников истории и культуры нашего города), ПМЦ «Петроградский», ТНЗ «Синтез» и др. Сколько сил и времени было потрачено, чтобы в 2016 г началась наконец реставрация уникального памятника, остается только догадываться. Но каждое действие, каждое мероприятие, посвященное Даче Громова, было пронизано неизменным и неугасающим желанием восстановить этот прекрасный деревянный особняк, чтобы потом открыть новую главу его истории, полную творчества, красоты и искусства...» - Юлия Журавлёва.
Андрей Эдуардович Лунин (1962 -2019)
Андрей Лунин. Основатель Театра Нового Зрителя «СИНТЕЗ» художественный руководитель театра до 2019 года, поэт, режиссер.
Дача Громова после арендаторов, 2010-е. Фотограф Андреев Александр.
2010-е. Дача Громова.
«Деревянная дача Василия Федуловича Громова».
О ходе реставрации рассказывает архитектор cтроительно-реставрационной компании "ПСБ ЖилСтрой" Андрей Василенко.
2014 год. Проект "Критическая масса". Альбом мероприятия.
Из фотоальбома о благотворительной акции. Дача Громова октябрь 2013 г.
2016 - 2022
Выставка архивных фотографий «Дачи Громова» в Центре Добрососедства «Дом». 2021 г.
В 2016 году начинаются реставрационные работы исторического здания по программе КГИОП за счёт средств городского бюджета.
В 2017 году полностью снята обшивка с фасада и была сделана заливка фундаментной плиты. Полностью закончена кровля. Выполнены работы по реставрации стропильной системы с элементами усиления, установлена обрешетка и металлическое покрытие, перекладка дымовых труб с последующей штукатуркой с воссозданием штукатурных тяг и зеркал. Во многих местах деревянные элементы остались подлинными, для замены утраченных элементов подобран идентичный материал из ели и сосны.
В 2020 году завершили работы с парадным крыльцом дачи со стороны ул. Академика Павлова. Был восстановлен металлодекор, к сожаленью, ни одна из металлических фигур грифонов на колоннах не сохранилась, их восстановили на основе аналогов, размеры фигур определены по сохранившимся крепёжным элементам. Со здания полностью сняты строительные леса, убран забор. Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры и представители подрядчика передали здание подростково-молодёжному центру «Петроградский».
Правое окно. Вид изнутри. Фото 2013 г.
2018 год, работы в рамках госконтрактов закончены, старые деревянные конструкции укрепляются, конструктивно здание подготовлено к прокладке инженерных сетей. Согласована проектная документация для последующих работ по реставрации фасадов и интерьеров.
2019 год. Ведутся работы по реставрации северного фасада и окраске кровли Деревянного здания оранжереи, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное здание оранжереи у дачи В. Ф. Громова с садом, оградой».
2021 - 2022 год, согласованы и начаты работы по внутренней отделке помещений, полное завершение реставрации и ремонта интерьеров, а также открытие Центра искусств «Дача Громова» Петроградского района запланировано на 2024 год. Но уже сейчас сейчас собрана команда будущего центра искусств, начаты работы над творческими проектами и их реализация, в числе которых экскурсии, творческие мероприятия, выставки, музыкальные фестивали и театральные постановки.
Фото в процессе реставрации 2020 г.
Грифоны (аналог не сохранившихся элементов металлического декора) Фото 2020 г.
Фото 1985 - 1991 год. Источник: Микитич Л.Д. Литературный Петербург, Петроград : альбом. М. : Советская Россия, 1991.
Журнал ELLE 2021 г.
ДАЧА ГРОМОВА
Вернёмся в 1848 год когда Лопухинский сад в Санкт-Петербурге купил выдающийся российский меценат, купец В. Ф. Громов. Он занялся его перепланировкой и благоустройством и именно с этим периодом (1848 - 1869) связан наивысший расцвет сада, являющегося ныне памятником культуры регионального значения.

Здание в 1850-е годы возвели по проекту архитектора Георгия Винтергальтера, его коллега Алексей Горностаев проектировал оранжереи. Садово-парковая зона была разбита Е. В. Одинцовым,
позже назначенным главным садовником Санкт-Петербурга.

Дача состоит из двух основных объемов с пятигранными выступами, соединенных галереей. Пространственно-объёмная композиция связана с окружающим ландшафтом и это взаимодействие подчеркивают галерея, эркеры, веранды и высокие окна. Декоративное решение интерьеров с лепкой и живописью включает гротесковые мотивы. Здание представляет собой образец ранней эклектики с использованием классицистических мотивов, прекрасный образец деревянной дачи середины XIX в..
Лопухинский сад, фрагмент. Дача Василия Громова. Фото 1860 г.
Источник: из книги коллекционера Владимира Маркова "Петербургская сторона. История Петроградского района на старых фотографиях, документах и почтовых карточках" 2016 г., с.128.
1870 - 2000
Бельгийский ботаник Жан Жюль Линден обнаружил новый вид водяной ивы из Новой Гранады во время своих экспедиций в Мезоамерику 1830–40-х гг.

Он привез его в Европу, а его семена были отправлены в Императорский ботанический сад в Санкт-Петербурге.

Открытое растение, найденное Линденом, директор Ботанического сада назвал Gromovia pulchella в честь Василия Громова, который был одним из 12 основателей Российского императорского общества садоводства.
Василий Федулович
Громов (1798-1869)
Репродукция гравюры работы Н. Медведева, 1870 г.
2001 - 2015
Василий Громов родился в семье старообрядца, бывшего крепостного Орловых и впоследствии крупного лесопромышленника и мецената Федула Григорьевича Громова.
1848 - 1869
Дача Громова. Октябрь 2013 г. Фотограф Игорь Яковлев
Громов Ф. Г. Портрет неизвестного художника. Коллекция Русского музея.
В 1848 году, после смерти отца, возглавил семейные лесопромышленные предприятия. Ещё в 1829 году женился на Ф.Т. Лесниковой, где по условиям брака перешёл из старообрядчества в православие, был крупнейшим в епархии благотворителем на чьи деньги перестраивали Смольный собор, содержали сиротские дома и больницы. Состоял в Обществе защиты животных, был одним из учредителей Российского Императорского общества садоводов, состоял членом совета директоров Консерватории. Купец 2-й гильдии, в 1856 году стал коммерции советником, а с 1866 до кончины действительный статский советник. В 1866 году Громов приказал выстроить на своей лесной бирже три крестьянских избы, которые отправил на всемирную выставку в Париже 1867 года.

Был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста. Громов вёл заграничную торговлю. Торговая фирма "Громов и Ко" процветала.
В неё входили лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники: «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».

Награды: Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира, Императорский орден Святой Анны, Императорский и Царский Орден Святого Станислава, Французский Орден Почётного легиона, Османский Орден Меджидие́. Все награды вручены за выдающиеся гражданские заслуги.

Василий Федулович известен был своей страстью к садоводству, в его честь названа водяная ива Gromovia pulchella, любил музыку и художество. Покровительствовал неимущим студентам Консерватории, они бесплатно жили на его даче, а всем посетителям его сада по распоряжению хозяина подавались бесплатные ватрушки, бутерброды и предлагался букет для дамы.

На даче в 1850-е - 1860 годы годы в саду проходили гуляния и концерты.
Им же здесь была устроена картинная галерея, а концерты давали артисты Мариинского театра.
«Был на даче Громова для осмотра сада, который великолепен, как и вся дача» - министр внутренних дел Валуев.
«Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и лёгкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями» - художник Боголюбов А.П..
1867. Всемирная выставка в Париже на снимках в альбоме К.Т. Солдатёнкова. Русские избы и жилище сибирских кочевых народов. Русскую избу на выставке представил купец В.Ф. Громов.
После смерти Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам. В начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов.

В 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрёл крупный банкир Фёдор Алфёров. В 1897 году он продал южную часть участка под жилую застройку. Тогда и были проложены четыре небольшие улицы: Вологодская, Пермская, Уфимская и Вятская. Две последние упразднены в 1950-е годы.

С приходом Советской власти дачу национализировали. Известно, что сначала ее обустроили под Дом отдыха шоферов-стахановцев. В какой то момент там располагался ресторан.

В 1933 г. строение передали Союзу работников государственных учреждений финансовых банков (наверное, в память о последнем хозяине), причем в даче размещался клуб этого союза.

С 1938 - 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра. Состояла из одной студии пл. 54 кв. м. Первая передача состоявшаяся 7 июля 1938 состояла из показа диктора А. Васильевой, концертных номеров и отрывков из кинофильмов. Постоянное вещание началось с октября, передачи шли через день в течении часа. Во время Великой Отечественной войны вещание было прекращено, первая послевоенная передача состоялась 7 июня 1947 года. После введенного в строй нового здания на Чапыгина (январь 1961 г.), телецентр переехал, последняя передача с Дачи была проведена 15 мая 1962 года.

С 1940 г. в здании дачи расположился Дом пионеров и школьников Петроградского района и находился в этом доме около 30 лет.

Эмма Яковлевна Чиковани - «С нами занимались индивидуально, каждый был как бы солистом, из которых вырастал небольшой ансамбль. Часто мы выступали на радио, с концертмейстером. Случалось, что именно наш коллектив первым исполнял новые песни Дунаевского – их привозил нам сам Исаак Иосифович, он бывал здесь». Дунаевский И.И. ещё до войны был ру­ко­во­ди­телем Ан­самб­ля пес­ни и пля­ски Ленинградского Двор­ца пио­не­ров, после так же активно сотрудничал с молодёжными музыкальными коллективами города.
Реставрация и ценные находки

2016 год, произведена консервация объекта и начат первый этап реставрации. Начато восстановление сруба, замена отдельных балок перекрытий и ремонт кровли.
Ещё на начальном этапе реставраторы совершили несколько открытий, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись, на потолке террасы ризалита северного фасада обнаружена цветная масляная живопись орнаментального характера, выполненная в трафаретной технике, в советское время была закрашена масляной краской. Специалистами было принято решение о её реставрации. В подвале под мусором обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, отца бывшего владельца дачи, Ф.Г. Громова. Также стоит упомянуть, что для Петербурга, три окна в ризалите западного фасада Дачи являются уникальными образцами декоративного остекления зодчества XIX в.
"Посетители кафе за столиками. 1929-1932 гг."
Альбом "Рапорт IX Всесоюзному съезду профсоюзов. Центральный комитет союза рабочих общественного питания". Государственный исторический музей.
Фелиш А.Э. Фотография "Санкт-Петербург. Дача Лопухина. Фонтан" примерная дата снимка 1870 - 1873 гг.. /Фелиш Альберт Эдуардович (1837 - 1908) - петербургский фотограф. Участник выставок. Владелец фабрики по производству эмульсии и пластинок для фотографии./
Одна из первых передач Ленинградского телецентра. 8 июля 1938 года.
1977 год. Фото Р. Халиков
Снято примерно 1995 - 2000 год. Автор не известен. Скан негатива из личного собрания.
К началу 1970 всё здание перешло к Союзкоопвнешторгу и здесь расположилась Экспортно-импортная контора.
С 5 июня 1975 г. в здании вместе с Союзкоопвнешторгом сосуществует технологический отдел ЛенЗНИИЭП’а.
С 1998, в связи с усложнившейся жизнью, часть помещений сдавалась в субаренду десятку контор. С 2000-х годов дача Громова постепенно приходит в упадок.
Скрин видео. Произведение Калле Хамма состоит из серии исторических открыток, посвященных растению, названному в честь владельца дачи Василия Громова, и звукового сопровождения. Представлено на Даче 11 сентября 2015 года. Проект "Критическая масса".

Исторический лонгрид создан Дироновой А. П. из открытых источников.
Много лет особняк стоял заброшенным, и пока власти не могли определиться, что делать с ним дальше, здание всё больше разрушалось, до 2013 года за зданием присматривали местные жители и градозащитники, восстанавливали заслоны на окнах и дверях, выгоняли проникающих в здание маргиналов, укрепляли сорванные участки кровли, а когда обнаружили, что на самодельных стеллажах в подвале стал клубиться опасный грибок, вывезли мусор (целый грузовичок предоставленный жителем дома по улице Академика Павлова) и по совету экспертов Лесотехнической академии обработали стены подвала специальным составом.
В 2013 году Администрация Петроградского района разрешила пользоваться особняком подростково-молодежному центру «Петроградский», который в союзе с театром «Синтез» и творческим объединением кураторов (ТОК), поддерживал жизнь в старых стенах. Здание по прежнему оставалось без электричества и воды.
Тем не менее с помощью инициативной молодёжи ещё 2010 году зародилась идея восстановления здания, появился проект «Дача Громова. Реинкарнация» с целью привлечь внимание общественности к разрушающемуся памятнику культуры регионального значения. Организаторы проекта стали собирать воспоминания старожилов и архивные фото, устраивали выставки, проводили мероприятия, экскурсии, субботники, мастер-классы для детей и взрослых, до 2016 года удалось реализовать не один творческий проект.
По заказу центра «Петроградский» осенью 2014 г. был проведен тендер на выполнение предварительных работ и проектно-сметной документации на первоочередные и консервационные работы.
В 2015 по заказу КГИОП, определили разработчика проектной документации и исполнителей самих работ.
2014 год. Проект "Критическая масса". Альбом мероприятия.
«...это с его подачи Администрация Петроградского района стала заниматься возрождением этого памятника деревянной архитектуры, начавшего к 2010 г разрушаться после нерадивых арендаторов. Андрей Эдуардович предложил создать в стенах обновленной дачи Громова молодежный творческий центр. И началась большая работа: местных жителей, не давших построить рядом с дачей отель, администрации города, поддержавшей проект и обеспечившей финансирование реставрационных работ, КГИОП (главного надзорного и охранного органа памятников истории и культуры нашего города), ПМЦ «Петроградский», ТНЗ «Синтез» и др. Сколько сил и времени было потрачено, чтобы в 2016 г началась наконец реставрация уникального памятника, остается только догадываться. Но каждое действие, каждое мероприятие, посвященное Даче Громова, было пронизано неизменным и неугасающим желанием восстановить этот прекрасный деревянный особняк, чтобы потом открыть новую главу его истории, полную творчества, красоты и искусства...» - Юлия Журавлёва.
Андрей Эдуардович Лунин (1962 -2019)
Андрей Лунин. Основатель Театра Нового Зрителя «СИНТЕЗ» художественный руководитель театра до 2019 года, поэт, режиссер.
Дача Громова после арендаторов, 2010-е. Фотограф Андреев Александр.
2010-е. Дача Громова.
«Деревянная дача Василия Федуловича Громова».
О ходе реставрации рассказывает архитектор cтроительно-реставрационной компании "ПСБ ЖилСтрой" Андрей Василенко.
2014 год. Проект "Критическая масса". Альбом мероприятия.
Из фотоальбома о благотворительной акции. Дача Громова октябрь 2013 г.
2016 - 2022
Выставка архивных фотографий «Дачи Громова» в Центре Добрососедства «Дом». 2021 г.
В 2016 году начинаются реставрационные работы исторического здания по программе КГИОП за счёт средств городского бюджета.
В 2017 году полностью снята обшивка с фасада и была сделана заливка фундаментной плиты. Полностью закончена кровля. Выполнены работы по реставрации стропильной системы с элементами усиления, установлена обрешетка и металлическое покрытие, перекладка дымовых труб с последующей штукатуркой с воссозданием штукатурных тяг и зеркал. Во многих местах деревянные элементы остались подлинными, для замены утраченных элементов подобран идентичный материал из ели и сосны.
В 2020 году завершили работы с парадным крыльцом дачи со стороны ул. Академика Павлова. Был восстановлен металлодекор, к сожаленью, ни одна из металлических фигур грифонов на колоннах не сохранилась, их восстановили на основе аналогов, размеры фигур определены по сохранившимся крепёжным элементам. Со здания полностью сняты строительные леса, убран забор. Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры и представители подрядчика передали здание подростково-молодёжному центру «Петроградский».
Правое окно. Вид изнутри. Фото 2013 г.
2018 год, работы в рамках госконтрактов закончены, старые деревянные конструкции укрепляются, конструктивно здание подготовлено к прокладке инженерных сетей. Согласована проектная документация для последующих работ по реставрации фасадов и интерьеров.
2019 год. Ведутся работы по реставрации северного фасада и окраске кровли Деревянного здания оранжереи, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Деревянное здание оранжереи у дачи В. Ф. Громова с садом, оградой».
2021 - 2022 год, согласованы и начаты работы по внутренней отделке помещений, полное завершение реставрации и ремонта интерьеров, а также открытие Центра искусств «Дача Громова» Петроградского района запланировано на 2024 год. Но уже сейчас сейчас собрана команда будущего центра искусств, начаты работы над творческими проектами и их реализация, в числе которых экскурсии, творческие мероприятия, выставки, музыкальные фестивали и театральные постановки.
Фото в процессе реставрации 2020 г.
Грифоны (аналог не сохранившихся элементов металлического декора) Фото 2020 г.
Фото 1985 - 1991 год. Источник: Микитич Л.Д. Литературный Петербург, Петроград : альбом. М. : Советская Россия, 1991.
Журнал ELLE 2021 г.
Дача Громова. 2022 г.
Съемка и монтаж чудесно-нежного видео - Мария Стратан
Дача Громова. 2022 г.
Съемка и монтаж чудесно-нежного видео - Мария Стратан
Фотопроект Елены Харитоновой / Дача Громова / 2022 год

Елена Харитонова - фотограф и преподаватель из Санкт-Петербурга. Её фотографии пропитаны хрупким декадансом, щемящим душу чувством ускользающей красоты, протекающего сквозь пальцы времени.

Мастерская Елены: vk.com/cameristyelenaharitonova
Новая
ЖИЗнь Дачи
Завершение работ по внутренней отделке Центра искусств «Дача Громова» планируется на конец 2024 года, но уже сейчас мы активно взаимодействуем с театральными проектами, историками и гидами чтобы вместе создавать интересно-полезные экскурсионные проекты и проводить мероприятия для жителей и гостей города.
Театр и экскурсии
Отдых на ветер, если на Даче нет музыки и задушевных песен, чтоб душа распахнулась. Поэтому музыки у нас будет много, разной и хорошей. С удовольствием, ждём к сотрудничеству как начинающих музыкантов и исполнителей, так и профессионалов.
Музыкальные проекты
Лопухинский сад и его виды, излюбленная локация для художников и фотографов. Теперь они ещё больше полюбят, этот волшебный оазис! А всё потому, что на Даче будут проходить арт-резиденции, где они смогут реализовать свои творческие замыслы и поделиться получившейся красотой со всеми нами.
Выставочные и художественные проекты
Фотограф Виктор Анциферов
Альбом мероприятия. Май 2022 г.
Экскурсия по Лопухинскому саду. Фотограф Александр Каменев. Июль 2022 г.
КАК СТАТЬ РЕЗИДЕНТОМ ДАЧИ
Фотограф Виктор Анциферов
Альбом мероприятия. Май 2022 г.
Кто может стать резидентом?
Мы будем рады любому сотворчеству: если вы краевед, представитель театрального коллектива, музыкант, фотограф или художник - вы всегда можете написать нам и стать нашим резидентом! В данный момент, наш будущий Центр искусств находится в стадии ремонта интерьеров, поэтому деятельность внутри Дачи строго ограничена. Но если вы фотограф или человек с киноаппаратом, наши помещения обязательно вдохновят вас для творческих фото и видео проектов.
Какие требования?

Мы открыты к сотрудничеству и очень рады любой творческой инициативе, но прежде чем написать нам с предложением, вам обязательно нужно проверить следующие моменты:


  • У вас есть готовое оформленное портфолио, по которому можно судить о вашей работе. Это может быть ссылка на диск/ваш сайт/группу в социальных сетях, где представлены ваши фото/видео работы. Нам очень важен этот пункт, чтобы понять, совпадаем ли мы по эстетике!
  • У вас есть идея для проекта съемки внутри Дачи Громова и краткое описание проекта. Нам важно, чтобы вы могли провести внутри дачи именно творческую съемку, заранее придумав основу вашего проекта. В дальнейшем это поможет нам рассказывать о вас и ваших проектах и делать небольшие проектные выставки. Отбор резидентов будет проходить на основе портфолио и, самое главное, концепции проекта.
  • После съёмки вы готовы предоставить отобранный обработанный материал нашим кураторам. Нам очень важна возможность показывать ваши кадры в наших социальных сетях, чтобы расширять аудиторию и делиться результатами нашего сотрудничества
  • Мы за безграничную фантазию и открыты всему новому, но у нас нельзя поднимать такие темы, как религия, политика, эзотерика и откровенная фотография (ню).
Если мы с вами совпадаем по всем пунктам, смело пишите нам в сообщения группы в ВК!
Возможно ли предварительно посмотреть площадку?
Если вам нужно будет посмотреть площадку перед съёмкой, мы готовы вам её показать в рабочие дни с 12 до 17, заранее оформив проход внутрь здания. В здании нет электричества и отопления, но при необходимости можно поставить генератор или другую технику для съёмки.
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ И СОЗДАВАЙ!
СОБЫТИЯ Лета 2022
Стартует шестидневная арт-резиденция!
Мы запланировали как открытые для всех желающих события, так и закрытые мероприятия, результатом которых станут картины, фотографии и видео, которые вы сможете увидеть в соцсетях.
05.07
15:00
Праздник «Любовь в традиции»
Место: Лопухинский сад
Наш фестиваль «Любовь в традиции» будет посвящён разнообразию форм выражения любви в русской культуре.
Вход свободный! Возраст участников: 14+
Регистрация: https://vk.cc/cescIX
10.07
12:00
Фестиваль «ДАЧА FEST»
Место: Лопухинский сад
В рамках фестиваля запланированы выступления музыкантов:
Гребенщик - Екатерина Яшникова - ГАФТ - Макодзеба - In.spyral;
Художественная выставка в катакомбах;
Дачный своп от Молодежного центра "Палата ремесел" и кое-что ещё интересное, присоединяйтесь и следите за новостями в группе фестиваля!
Вход свободный по предварительной регистрации: vk.cc/cf059M
27.08
Зарегистрироваться и узнать обо всех мероприятиях, экскурсиях и событиях вы можете на TIMEPAD